Фрагмент для ознакомления
2
Реалии времени требуют серьёзной модернизации системы социальной помощи. Государственные организации в сфере социального сервиса ориентированы в основном на оказание социально-медицинских и бытовых услуг, но интеграция человека с ограниченными возможностями в современной жизни требует адаптивных способностей, развития стрессоустойчивости, высоких коммуникативных навыков, цифровой грамотности и т. д.
В связи с этим стало очевидно, что необходимо привлекать ресурсы бизнеса и развивать его социальную ответственность.
Сейчас в России многие компании стремятся поддерживать новые начинания, различные социальные проекты в своем регионе. Однако, кроме желания необходимо иметь достаточно большой бюджет, время и, конечно, обученных сотрудников, которые смогут заниматься развитием данного направления. Участие в социальных проектах помогает создать благоприятные условия для развития экономики и бизнеса в регионе.
Тем не менее, зачастую бизнес-сообщества и общественные организации также активно участвуют в финансирования социально-культурных проектов или оказывают поддержку в этом направлении, что существенно обогащает перечень источников их обеспечения.
В то же время разнообразие проектов и растущая потребность в их реализации, обусловленные проблемами общества, требуют поиска новых источников для привлечения денежных средств для воплощения социально-культурных идей, создания условий для комфортной социальной среды определенных целевых групп .
Одним из важнейших участников формирования городской среды является городской бизнес. К нему относятся все представители предпринимательства, ведущие свою хозяйственную и коммерческую деятельность на данной территории. Их зона интересов: получение прибыли, развитие своего бренда, лояльность клиентов и устойчивая стабильность ведения деятельности. Они также имеют заинтересованность в формировании благоприятной и комфортной городской среды, так как она определяет высокую покупательскую способность и лояльность потребителей, развитие туристкого потенциала и формирует комфортные условия для ведения бизнеса.
Важнейшей проблемой современного этапа развития регионов и территорий является вопрос формирования и развития эффективной системы благоустройства. Выдвижение указанной проблематики в качестве критической для выполнения требований по развитию экономики России было неоднократно осуществлено в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Социально-экономическое развитие территорий, в частности, состояние муниципальной экономики, потребовало серьёзной работы властей всех уровней по разработке направлений совершенствования этого сектора экономики. Особенно пристальное внимание уделяется вопросам благоустройства территории, поскольку эта сфера является одной из определяющих качества жизни населения территории .
Благоустройство территории представляет собой комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по размещению и проектированию объектов благоустройства. Благоустройство территории направлено на обеспечение и повышение качества уровня жизни граждан, привлекательности территории, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Федеральный закон N 131-ФЗ к вопросам местного значения относит благоустройство, а также озеленение территории поселения .
Городское хозяйство должно быть инновационным, так как в нем сочетаются интересы разных культур, традиций, субкультур и людей разных возрастов и поколений. Для создания комфортной городской среды важно учитывать все их ментальные особенности, а также применять эффективные коммуникационные технологии и способы создания удобств для разных категорий жителей.
Предприниматели. Являясь частью городской среды также могут внести свой инициативный вклад, предлагая те или иные способы повышения качества благоустройства.
Обеспечение качества городской среды при реализации проектов благоустройства территорий может достигаться путем реализации следующих ключевых принципов (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Элементы обеспечения качества городской среды
Принципы
Содержание
Функциональное
разнообразие Насыщенность территории муниципального образования разнообразными социальными и коммерческими сервисами
Комфортная
организация
пешеходной среды Создание в муниципальном образовании условий для приятных, безопасных, удобных пешеходных прогулок. Привлекательность пешеходных прогулок обеспечивается путем совмещения различных функций (транзитная, коммуникационная, рекреационная, потребительская) на пешеходных маршрутах. Целесообразно обеспечить доступность пешеходных прогулок для различных категорий граждан, в том числе для маломобильных групп граждан при различных погодных условиях.
Комфортная
мобильность
Наличие у жителей сопоставимых по скорости и уровню комфорта возможностей доступа к основным точкам притяжения в населенном пункте и за его пределами при помощи различных видов транспорта (личный автотранспорт, различные виды общественного транспорта, велосипед).
Комфортная среда
для общения Гармоничное размещение в населенном пункте, территории муниципального образования общественных пространств, которые постоянно и без платы за посещение доступны для населения, в том числе площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки (далее - общественные пространства) и территорий с ограниченным доступом посторонних людей, предназначенных для уединенного общения и проведения времени (далее - приватное пространство).
Насыщенность
общественных
и приватных
пространств
разнообразными
элементами природной среды Размещение на территории муниципального образования зеленых насаждений, водных объектов различной площади, плотности территориального размещения и пространственной организации в зависимости от функционального назначения части территории.
Следование этим принципам позволяет обеспечить граждан территории всеми необходимыми благами и инфраструктурными элементами для комфортного проживания.
Таким образом, благоустройство городской среды в первую очередь относится к уровню ответственности муниципальных органов управления и во вторую очередь к представителям городского бизнеса. Реализация вышеуказанных принципов является значимой для обоих указанных субъектов.
1.2 Особенности благоустройства городского хозяйства в современных условиях
Комплексное благоустройство территорий поселения представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на создание и поддержание экологически, функционально, эстетически и информативно организованной среды поселения.
Возникновение потребности в управлении, как относительно самостоятельной функции, связано с развитием общественного разделения труда. Равно как и любому специфическому производству, сектору услуг благоустройства необходимо управление.
Управление – это целенаправленное воздействие руководящих органов на муниципальный сектор благоустройства муниципального хозяйства для ее ориентации на удовлетворение потребностей граждан в услугах, повышение эффективности работы и обеспечение приемлемой прибыли .
От качества управления напрямую зависят не только результаты работы сектора благоустройства, но также и выбор методов и средств для их достижения. Также важна роль управления в муниципальном секторе благоустройства услуг в способствовании увеличению эффективности общественного производства за счет создания условий, которые высвобождают время граждан и благоприятствуют высокопроизводительному труду.
К управлению муниципальным сектором благоустройства относится:
1) Определение интересов и потребностей граждан в оказании услуг;
2) Определение целей обслуживания граждан и рыночного распределения ресурсов;
3) Организация кооперированного труда работников, которые оказывают услуги .
В основе управления лежит знание теории и практики экономики, права, государственного строительства, философии, этики, психологии, эстетики и прочих наук, однако оно имеет также и специализированную направленность. Очень важное и всевозрастающее значение в управлении процессом обращения и производства услуг играет знание работниками этой сферы социальной психологии, этики отношений между людьми, которая принята в цивилизованном обществе.
Сегодня на сферу благоустройства муниципалитета возложено очень многое. Однако, ресурсный потенциал органов муниципального управления ограничен бюджетом, которого в большинстве случаев недостаточно. Именно поэтому главы органов управления изыскивают различные варианты решения данной проблемы, в том числе привлекая ресурсы городского бизнеса.
Действительно, сфера ЖКХ и благоустройства – это колоссальный недооценённый ресурс, открывающий конкурентоспособные возможности больших рынков для малого предпринимательства. В условиях динамично развивающегося мира малому предпринимателю очень непросто выжить. Огромная ниша для развития малого и среднего бизнеса – это сфера городского хозяйства, когда предприниматели могут предложить свои сервисы на благоустройство уличных пространств. Малый бизнес получает соответствующую поддержку с гарантированным рынком услуг: это и проекты ЖКХ, и другие проекты городской среды.
Именно поэтом современными управленцами взаимодействие органов власти и городского бизнеса представляется приоритетным направлением повышения качества городской среды и создания комфортных условий проживания. Здесь всегда есть возможность для пересечения интересов: экономический и социальных, имиджевых и репутационных, стратегических и тактических. Важно лишь обозначить цели и сделать законными методы и механизмы их достижения. В данном аспекте важно, прежде всего, сформировать благоприятные условия для взаимодействия и сделать его привлекательным для обеих сторон (рис.1.1).
Рисунок 1.1 – Баланс интересов городского бизнеса и органов муниципального управления
Источник: составлено автором
На рисунке 1.1 отражены интересы городского бизнеса и органов муниципального управления при взаимодействии и решении совместных задач. Перечень вышеуказанных интересов не исчерпан, так как особенности территории и масштабов развития бизнеса могут определять дополнительные интересы, такие как получение доступа к административным ресурсам, привлечение профессиональных кадров, использование инновационных и иных ресурсов и т.п.
На современном этапе взаимодействие вышеуказанных субъектов осуществляется по следующему алгоритму (рис. 1.2):
Рисунок 1.2 - Схема взаимодействия органа власти и бизнеса в проектах по благоустройству
Источник: разработано автором
Пока что инициатива исходит от властей муниципалитетов, а для бизнеса выгоды определяются далеко не всегда. Именно поэтому такие совместные проекты реализуются очень неохотно и медленно. Представляется важным изучить опыт других стран в решении данной задачи и разработать рекомендации для адаптации данного опыта в российских условиях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // Консультант Плюс (дата обращения: 18.01.2021)
Научная литература, периодические издания, электронные источники:
2. Бакаева Н.В., Черняева И.В. Вопросы озеленения городской среды при реализации функций биосферосовместимого города // Строительство и реконструкция. 2018. № 2 (76). С. 85–94.
3. Баринов В.А. Готовность к изменениям в местном самоуправлении крупных городов. Муниципалитет: экономика и управление, 2020 - № 01 (30). – С.22-25
4. В Новосибирске открылась теплая остановка с туалетом и залом ожидания [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООО «НГС. НОВОСТИ» — электронное периодическое издание. URL: http://news.ngs.ru/more/50101333/ (дата обращения: 16.01.2021)
5. В рейтинге регионов России по уровню развития ГЧП Самарская область заняла 2 место. - URL: http://economy.samregion.ru/activity/GCHP/novosti_gp/v-reytinge-regionov-rossii-po-urovnyu-razvitiya-gchp-samarskaya-oblast-zanyala-2-mesto/ (дата обращения: 12.02.2021)
6. Ваганова О. В. Влияние экономических санкций на инновационное развитие России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1. С. 21–30.
7. Воробьев К. Проекты социального воздействия: шанс или риск для НКО? // https://philanthropy.ru/analysis/2020/03/24/87051/ (дата обращения: 18.01.2021)
8. Зубаха, П. А. Анализ рынка проектов государственно-частного партнерства в сфере инфраструктурного развития / П. А. Зубаха // Вестник Московского финансово-юридического университета. - 2016. - № 4. -С. 69-72
9. Климкович Е.В. Финансирование социально-культурных проектов на современном этапе // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2015. №1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansirovanie-sotsialno-kulturnyh-proektov-na-sovremennom-etape (дата обращения: 24.01.2021)
10. Максимовская А.А. Роль управления благоустройством в развитии территории // Символ науки. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-upravleniya-blagoustroystvom-v-razvitii-territorii (дата обращения: 27.01.2021).
11. Маслухин Н. Как провести время ожидания транспорта с пользой: «умные» остановки в России и в мире http://gosvopros.ru/territory/khozyaystvo/kak-provesti-vremya-ozhidaniya-transporta-s-polzoy-umnye-ostanovki-v-rossii-i-v-mire/ (дата обращения: 27.01.2021)
12. Маслухин Н. Как провести время ожидания транспорта с пользой: «умные» остановки в России и в мире http://gosvopros.ru/territory/khozyaystvo/kak-provesti-vremya-ozhidaniya-transporta-s-polzoy-umnye-ostanovki-v-rossii-i-v-mire/ (даты обращения: 12.02.2021)
13. Михайлова Е. В. Опыт правительства Москвы в применении смарт-технологий для модернизации городского управления // Власть – 2019 – Том. 27. № 2 – С.62-65.
14. Обогреватели на остановках [Электронный ресурс] // Официальный сайт Фонд содействия развитию городов «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» URL:https://city4people.ru/projects/projects_26.html (дата обращения: 15.01.2021).
15. Первую теплую остановку в Красноярске взяли под видеонаблюдение [Электронный ресурс] // Официальный сайт Интернет-газета «Newslab». URL: http://newslab.ru/news/487716 (дата обращения: 16.01.2021).
16. Прокопова Л. И. Повышение эффективности функционирования систем управления муниципальными образованиями [Электронный ресурс] / Л. И. Прокопова // Научное обозрение : электрон. журн. – 2020. – № 1. – С.34-37
17. Прокопова Л. И. Актуальные аспекты исследования системы управления муниципальным образованием // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Т. 46. № 1. С. 14–20.
18. Резер Т.М., Кузнецова Е.В., Лихачев М.А. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. Учебное пособие. - Екатеринбург: УФУ, 2019. - 120 с.
19. Слишком умная остановка [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Фонтанка»- петербургская интернет-газета. URL: http://www.fontanka.ru/2016/11/07/107/ (дата обращения: 15.01.2021)
20. Справка. Финансирование культуры в европейских странах: обзор подходов и методов // Отечественные записки, - 2005 - №4 (25) . Цифровой материал электронного ресурса: http:// strana-oz.ru/2005/4/finansirovanie-kultury-v-evropeyskih-stranah-obzor-podhodov-i-metodov. (дата обращения: 18.01.2021)
21. Фиалковская И.Д. Основы государственного и муниципального управления. Курс лекций. - Н.Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2019. - 131 с.
22. Ховалкин, И. А. Реформирование системы местного самоуправления в 2020 году: нормативно-правовые вопросы, финансовое обеспечение и регулирование / И. А. Ховалкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 256-259. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77135/ (дата обращения: 28.02.2021).
Источники на иностранных языках:
23. Mike Schallehn, Christoph Burmann, Nicola Riley Brand authenticity: model development and empirical testing // Journal of Product & Brand Management, 2014, Vol. 23 Issue: 3, pp.192-199, https://doi.org/10.1108/JPBM-06-2013-0339
24. Minna Törmälä, Saila Saraniemi "The roles of business partners in corporate brand image co-creation" // Journal of Product & Brand Management, 2018, Vol. 27 Issue: 1, pp.29-40, https://doi.org/10.1108/JPBM-01-2016-1089
25. Roderick J. Brodie, Maureen Benson-Rea, Christopher J. Medlin Branding as a dynamic capability: Strategic advantage from integrating meanings with identification // Marketing Theory, 2016, 12, p.23-26
26. Sally RaoufRagheb Garas, Amira Fouad Ahmed Mahran, Hassan Mohamed Hussein Mohamed Internal corporate branding impact on employees’ brand supporting behaviour // Journal of Product & Brand Management, 2018, Vol. 27 Issue: 1, pp.79-95, https://doi.org/10.1108/JPBM-03-2016-1112
27. Salim L. Azar, Isabelle Aimé, Isabelle Ulrich Brand gender-bending: The impact of an endorsed brand strategy on consumers’ evaluation of gendered mixed-target brands // European Journal of Marketing, 2018, Vol. 52 Issue: 7/8, pp.1598-1624, https://doi.org/10.1108/EJM-04-2017-0278
28. Shah J., Kothari J., Doshi N., A Survey of Smart City infrastructure via Case study on New York — Gandhinagar, India, Pandit Deendayal Petroleum University. – 2019. – Pp.702-705.
29. Urška Tuškej, Klement Podnar Consumers’ identification with corporate brands: Brand prestige, anthropomorphism and engagement in social media // Journal of Product & Brand Management, 2018, Vol. 27 Issue: 1, pp.3-17, https://doi.org/10.1108/JPBM-05-2016-1199